Общепринятой в христианстве стала иерархическая система, приписываемая Дионисию Ареопагиту (поскольку истинность его авторства ставится под сомнение, ее часто называют иерархией Псевдо-Дионисия). Оперируя ангельскими чинами, перечисленными в Библии, Псевдо-Дионисий разделил ангелов на три триады. Первая: Серафимы, Херувимы, Престолы – характеризуется наибольшей близостью к Богу; вторая: Господства, Силы, Власти занимает промежуточное звено, подчеркивая божественную основу мироздания и мировладычества; и третья: Начала, Архангелы и собственно Ангелы, является наиболее близкой к земному миру. Однако такое деление было принято только около 5 или 6 в., прежде многие христианские ученые стремились дать свою систему ангельских чинов. Так, Григорий Богослов выделяет ангелов, архангелов, престолов, господства, начала, силы, сияния, восхождения, силы умные или разумения. В «Апостольских установлениях» перечисляются херувимы, серафимы, эоны, воинства, силы, власти, начала, престолы, архангелы, ангелы.
Ориген во 2 веке вообще критиковал всякие попытки распределения ангелов по чинам, замахиваясь даже на авторитет Нового Завета: «…есть некоторые ангелы Божии, которых Павел называет служебными духами, предназначенными к служению тем, кто получает наследие спасения. Тот же самый святой Павел называет,– не знаю только, откуда он взял это, – какие-то престолы, и господства, и начальства, и власти».
Иудейские иерархические построения отличаются от христианских, поскольку аппелируют только к первой части Библии – Ветхому Завету (ТаНаХу). Один источник насчитывает десять чинов ангелов, начиная с самого высокого: 1) хайот; 2) офаним; 3) арелим; 4) хашмалим; 5) серафимы; 6) малаким, собственно «ангелы»; 7) элохим; 8) бене Элохим («сыны Божии»); 9) херувимы; 10) ишим.
В «Maseket Azilut» десять ангельских чинов даются в ином порядке: 1) серафимы во главе с Шемуэлем или Йехоэлем; 2) офаним во главе с Рафаилом и Офаниэлем; 3) херувимы, которых возглавляет Керубиэль; 4) шинаним, над которыми поставлены Цедекиэль и Гавриил; 5) таршишим, начальниками которых выступают Таршиш и Сабриэль; 6) ишим с Цефаниэлем во главе; 7) хашмалим, вождь которых зовется Хашмал; 8) малаким, возглавляемые Уззиэлем; 9) бене Элохим во главе с Хофниэлем; 10) арелим, которыми руководит сам Михаил.
Имена старших ангелов (архангелов) варьируются в разных источниках. Традиционно высший ранг приписывается Михаилу, Гавриилу и Рафаилу – трем ангелам, поименно названным в библейских книгах; четвертым к ним обычно добавляют Уриила, встречающегося в неканонической 3 Книге Ездры. Распространено представление о том, что существует семь высших ангелов (связанное с магическими свойствами числа 7), попытки перечислить их поименно предпринимались со времен 1 Книги Еноха, однако здесь существуют слишком большие расхождения. Ограничимся перечислением «великолепной семерки», принятой в православной традиции: это Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, возглавляемые восьмым – Михаилом.
Иудаистическая традиция крайне высокое положение отводит также архангелу Метатрону, который в земной жизни был патриархом Енохом, но на небесах превратился в ангела. Он – визирь небесного двора и чуть ли не заместитель Самого Бога.